Главная Статьи Обо всем Судоку - история, тактика, описание и интересные факты.

Судоку - история, тактика, описание и интересные факты.

22.03.2009

Судоку - это всеми нами любимая, почти что математическая головоломка.

Стандартная "игровая площадка" судоку - обычный латинский квардрат 9-го порядка.

С недавних пор, когда судоку набрал особенную популярность на территории стран СНГ, его большими тиражами, активно публикуют газеты и прочие печатные издания разных стран мира. Многие люди уже не представляют свой досуг без листочка с "судоку" в руках.

Игровое поле, как уже упоминалось, это квардрат, с размерами 9 на 9 клеток. Он разделён на более маленькие квадратики по 3 клетки, из чего следует, что на всём поле - 81 клетка.


По условиям, в начале игры, некоторые клетки уже заполнены цифрами. И именно на основе месторасположения этих цифр мы будем решать головоломку. Уровень заполненности квадрата пропорционально равен тяжести (или лёгкости?) игры.

Единственная цель игры - заполнить все клетки фицрами так, что бы в каждом столбце, строке и квадратике 3 на 3 каждое число не повторялось.

Профессионально составленные головоломки имеют только лишь один вариант решения.

Самым простым подвидом судоку является так называемый "чёт-нечёт". По условиям этой игры, кроме изначальных цифр, есть ещё одна подсказка - некоторые клетки залиты неким цветом, что, в зависимости от правил, означает - чётное здесь число, или нечётное. Но данная модификация, из-за своей, не побоюсь этого слова, лёгкости, не получила на территории нашей страны особого распространения.

Есть подвиды с банальными усложнениями - квадрат вместо девяти на девять клеток обладает размерами пятнадцать на пятнадцать, шестнадцать на шестнадцать, и так далее.

Есть и другой подвид, на несколько порядков выше по сложности. В нём, вместо подсказок в виде заполненных цифрами клеток, указываются только лишь суммы цифр в отдельных группах - то есть, площадка ещё раз разбивается на прямоугольные участки различных размеров, и где-нибудь неподалёку указывается сума цифр этого блока.

Ещё один вариант судоку, где блоки не квадратные, а произвольной формы с тем же числом клеток. Для стандартного судоку 9x9 это блоки по 9 клеток.

Для детей есть и простые судоку - 4 на 4, 2 на 2. Но для взрослого поколения они интереса почти не представляют. Ещё одна любопытная модификация - диагональное судоку. Здесь, поле делится не на меньшие квадраты, как в обычных судоку, а на диагонали. В них нужно в каждой строчке, столбике и на двух максимальных диагоналях расставить цифры так, что бы они встречались один раз.

В ряду прочих стоят и некие «мульти» судоку (или «Судоку-самурай»), где игровое поле состоит из нескольких пересекающихся между собой квадратов.

Настоящую популярность судоку завоевало только в современное время, когда некий японский журнал стал регулярно печатать на обороте эту головоломку. Может быть, игра так бы и оставалась бы популярно только лишь в странах Восходящего Солнца, но тут, в 2005-ом году, британская "Times" так же стала печатать эту игру и у себя, чем и разнесла её по всей Европе.
Лихорадка набрала обороты и продолжается по сей день, так как многие не то что ведущие газеты, а даже какие-нибудь областные журнальчики уже считают судоку неотъемлемым компонентом своего материала.

Со временем у людей во многих аспектах жизнедеятельности приходит опыт, а с ним - привычка. И у любителей судоку, со временем вырабатывается некий алгоритм, по которому они решают головоломки. Вот некоторые, самые распространённые способы облегчённо разгадывания судоку:

  • Записывать возможные числа маленьким почерком в уголке клетки. После этого на "общем плане" можно будет увидеть те числа, которые должны занимать эту клеточку.
  • Играть в судоку быстро - категорически нельзя. Здесь приобретённую информацию необходимо раскладывать по полочкам в своём мозгу, запоминать, размышлять, делать предположения... Эта игра вообще-то считается расслабляющей (с чем явно не согласны озверевшие судоку-маны, сломавшие добрую тонну карандашей). В зависимости от сложности, может выйти так, что некоторые головоломки будут решатся вами почти мгновенно, на другие - можно затратить целые дни.
  • Будьте внимательны. Частенько проверяйте ваши действия. Одна-единственная ошибка в начале разгадывания может привести к невозможности решения игры. Многие люди говорят о том, что если решить судоку не выходит - то нужно попробовать решить его позже. Решение может явится к вам во время занятий самыми обычными, будними днями.
  • Многие люди начинают решать судоку по такому порядку, будто читают его - слева направо, слева направо - и так вниз по квадратикам... Это вполне можно назвать ошибочной тактикой. В первую очередь нужно приниматься за квадратики, которые заполнены менее всего. Когда вы его заполните - он станет неоценимой подсказкой в решении остальных. Когда вы заполняете клетку, обязательно проверяйте тот столбец, ряд, и блок три на три, в котором находится заполняемая вами клетка. Убедитесь, что прочие 8 цифр на дублируются!
  • Коли в столбике или ряду осталась одна пустая клетка, заполните её. Просто проглядите столбец\строку\квадратик, и посмотрите, какое число вы здесь ещё не писали.
  • Когда в игровоем поле осталось несколько пустых клеток, и, несмотря ни на что, для определённого числа подходит только одна цифра, то именно его нужно вписать в клеточку. Перед записыванием проверьте, не встречается ли записываемое вами число в других клетках по столбцу, строчке и квадратике.
  • Как уже упоминалось, заядлыми игроками выведены специальные стратегии для более скорого решения головоломки.
    Возьмите число, которое чаще всего было в большинстве строчек, столбиков, квадратиков... Для каждого квадратика, который этой цифры не имеет, ищется другой квадратик в том же столбце\строке, который обладает этим числом. В квадратике, в котором этого числа нет, исключите те клетки, где это число уже быть не может. Таким замысловатым трюком находится та клетка, где некое число и должно находится. Вся проблема лишь только в том, что бы обнаружить то самое, наиболее часто используемое число.

Для решения совсем уж сложных судоку, можно применить метод под названием "Нить Ариадны". Перепишите имеющийся у вас на данный момент латинский квадрат на какой-нибудь отдельный лист. Выберите поле, в котором могут стоять только две цифры, при явлении которых можно определить больше всего чисел в других клетках. Выберите одно из этих двух чисел, и запишите его на "копию" вашего игрового поля. Если решение неожиданно приведёт к плачевному результату, то это означает, что выбранное число - неверно. Тогда требуется, говоря литературным языком, "смотать нить" - вновь глянуть на своеобразную развилку, и проделать заново всю ту процедуру с новым, на этот раз, числом. Если ошибок в решении нет, то выбранная цифра будет верной.

Играть в судоку можно не только на листказ, в интернете, и в газетах, но и на своих мобильных телефонах.
Есть бесплатные версии этой игры для мобильных телефонов с поддержкой MIDP. У электронных вариантов судоку есть много преимуществ, главные из которых:

  • Самопроизвольное создание игрового поля. При специально выбранной в опциях функции, игра сама может указывать на ошибки с помощью подсветки неправильных вариантов чисел, и даже давать подсказки в решении.
  • Конечно же, это компактность и реиграбельность. Не нужно таскать с собой газету, и после единственной игры выкидывать её в мусорную корзину.
  • Управление с помощью телефонной клавиатуры. Цифровая клавиатура обычного телефона позволяет очень удобно оперировать расстановкой цифр в судоку.

Интересные факты о судоку - некий Бертхам Фельгенхауэр посчитал количество теоретических комбинаций в стандартном поле размерами 9 на 9, и пришёл к выводу, что там можно сделать 6 670 903 752 021 072 936 960 разных судоку.

Каталог программ
О разном